logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Режим работы учреждения:
---
---

Слышу голос из прекрасного далёка

20.02.2024

Впервые о Евгении Павловиче заговорили в 1969 году, когда вышел мультфильм «Умка». Позже Крылатов рассказывал, что песню «Колыбельная медведицы» считает своим первым настоящим произведением и именно от него ведет отсчет в творчестве. На студию «Союзмультфильм» автора тоже привел Зацепин.

Над кинокартинами, которые в итоге принесли композитору известность, его пригласили работать приблизительно в то же время, что и над мультфильмами. Это были ленты «Достояние республики», «О любви» и «Ох уж эта Настя!». Спустя годы эксперты признавали, что немногие вспомнят сюжеты этих картин, зато каждый хоть раз слышал песню «Лесной олень», звучавшую в последней из списка. Примечательно, что в свое время композиция долго пролежала на полке, ведь ее исполнила Аида Ведищева, которую притесняли по политическим мотивам.

Не менее интересными были истории создания других произведений автора. Так, в песне «Кабы не было зимы», написанной для мультфильма «Зима в Простоквашино», изначально было четыре куплета, а не два, но создатели проекта решили, что их слишком много, а имя исполнительницы Валентины Толкуновой и вовсе вырезали из титров. Справедливость была восстановлена на концерте композитора, где певица исполнила полную версию музыкального творения.

В 1980 году состоялась премьера детской музыкальной картины «Приключения Электроника», подарившей зрителям песню «Крылатые качели». Изначально режиссер Константин Бромберг был категорически против этого произведения, считал, что оно не запомнится разным поколениям, но в итоге ошибся. Композицию любят не только на постсоветском пространстве, но и за границей.

Следующим совместным киношедевром композитора и режиссера стала картина «Чародеи». Для нее автор написал песню «Три белых коня», зазвучавшую на экранах в исполнении Ларисы Долиной. Также Крылатов уговорил петь Александра Абдулова, изначально желавшего, чтобы за него это сделал профессиональный артист.

Середина 80-х ознаменовалась выходом фильма «Гостья из будущего» Павла Арсенова. Позже Евгений Павлович рассказывал, что, как только увидел стихи Юрия Энтина к песне «Прекрасное далеко», сразу понял: это будет шедевр. С этим автором композитор сотрудничал еще неоднократно, создавая произведения, становившиеся народными хитами. Также он охотно работал с Беллой АхмадулинойЕвгением Евтушенко и Робертом Рождественским.

С приходом нового века Крылатов остался востребован в кино. В его копилке музыкальных творений появились композиции к фильмам «Женская логика» и «Мой бедный Марат». Параллельно он давал концерты и выпускал пластинки. Активность композитор сохранял и в почтенном возрасте, а последняя картина с его музыкой вышла уже после смерти — это комедия «Новогодний ремонт».

Евгений Павлович родился 23 февраля 1934 года в городе Лысьве Пермского края. Позднее семья переехала в рабочий район города Перми Мотовилиху, где родители мальчика устроились на завод. Они были простыми рабочими, но ценили музыкальное искусство.

Прадед будущего музыканта пел в православном храме на клиросе. Отец Евгения был самоучкой, овладевшим игрой на таком сложном инструменте, как скрипка. Он любил классическую музыку, собирал пластинки с произведениями великих композиторов. Мама пела маленькому Жене народные песни.

То, что Крылатову суждено стать музыкантом, стало понятно еще в ранние годы биографии. Едва услышав музыку из репродуктора, он становился напротив и начинал «дирижировать». Желая поддержать увлечение сына, мама отвела его в фортепианный кружок при местном Доме пионеров.

Уже на следующий год талантливого мальчика приняли в музыкальную школу. Так как семья жила бедно, долгое время Евгений занимался без инструмента, тренируясь на столе. В качестве клавиш он использовал вырезанное из учебника изображение фортепианной клавиатуры. Позже местное управление культуры дало Крылатовым напрокат громоздкий черный рояль.

Стесненные обстоятельства не помешали юному таланту написать свои первые произведения. После окончания музыкальной школы Евгений поступил в Пермское музучилище в класс к педагогу Ирине Гладковой, которая была широко известным в городе музыкантом-просветителем.

Когда годы учебы остались позади, Крылатов отправился в российскую столицу, чтобы стать студентом Московской консерватории. Он поступил сразу на два отделения — фортепиано к Владимиру Натансону и сочинения к Михаилу Чулаки. Последний сыграл в жизни студента значимую роль, помогал не только в творчестве, но и в быту, порой даже поддерживал финансово.

В Московской консерватории композитор написал балет «Цветик-семицветик», который в итоге был поставлен на сцене Большого театра. Другой дипломной работой стал фортепианный концерт «Памирское каприччио». Диплом Евгений Павлович получил в 1959 году, но прославился на несколько лет позже.

Композитор всю жизнь прожил с одной женщиной, на которой женился еще в молодости. Со студенткой юридического факультета Севиль Сабитовной его познакомил близкий друг и ее брат Алемдар Караманов. Они поженились в 1957 году, счастливый брак просуществовал без малого 60 лет, до самой смерти жены, ставшей для Крылатова тяжелой утратой.

Супруги вырастили двоих детей. Старший, Павел, стал сценаристом, он осчастливил отца рождением внучки. Младшая, Мария, так и не устроила личную жизнь. Она посвятила себя музыке, окончила консерваторию, стала пианисткой. В 2020 году женщина умерла.

В последние годы Евгений Павлович появлялся на публике не так часто, как раньше, но охотно беседовал с журналистами, делился творческими успехами, а его фото появлялись в прессе. В одном из последних интервью в честь 85-летнего юбилея композитор говорил, что собирается дожить до 90.

Но планам знаменитости не суждено было сбыться. 8 мая 2019 года Крылатов умер в больнице. Причиной смерти композитора стала двухсторонняя пневмония. Его похоронили Митинском кладбище рядом с любимой женой.

Еще немного о Евгении Крылатове по ссылке: https://www.culture.ru/materials/174203/slyshu-golos-iz-prekrasnogo-dalyoka