logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Режим работы учреждения:
---
---

Родион Щедрин

27.12.2023

Большое видится на расстоянии и давать оценки искусству современников всегда сложнее, чем тем, кто отдалился от нас на года и даже столетия. Сегодня Родион Щедрин практически единственный крупный российский композитор, широко известный за пределами страны и занимающий место в центре мировой музыкальной культуры. Не примкнув ни к каким общепризнанным стилям и направлениям, он имеет свой музыкальный образ, в основе которого русское искусство – как классическое, так и народное.

Краткая биография Щедрина

Родион Константинович Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве в семье, где музыка была не просто развлечением, а одной из основных составляющих жизни. Отец Родиона и его дяди собирались в трио «Оркестр братьев Щедриных» и часто устраивали домашние концерты. Родители пытались заинтересовать сына музыкой, и Родион выдержал экзамен в Центральную музыкальную школу (ЦМШ).

Однако началась война, отец ушел в ополчение, а Родя с мамой были эвакуированы в Куйбышев. После возвращения в Москву мальчик начал учебу в ЦМШ, откуда не раз отчислялся из-за поведения – дважды убегал на фронт. Его дядя, крупный ученый, имевший вес и связи, разыскал племянника, успевшего уже добраться до Кронштадта, и вместе с товарищем по побегу Родиона в арестантском вагоне доставили домой. Хулигана и непоседу родители решили отправить в ленинградское Нахимовское училище. Но в то же время возобновился набор в Московское хоровое училище, куда Константин Михайлович устроил сыну прослушивание. Родиона приняли, 6 лет он жил в музыкальном интернате с полуармейской дисциплиной. Но именно в этом суровом мужском коллективе юный шалопай понял, что его будущее – в музыке. В 1950 году Щедрин поступил в Московскую консерваторию на два факультета – фортепианный и композиторский, 9 лет спустя закончил и аспирантуру.

В 1955 году Родион в гостях у Лили Брик познакомился с молодой балериной Майей Плисецкой. Несколько лет спустя они встретились в Большом театре, работая над балетом «Конек-горбунок», и в октябре 1958 года поженились. Майя Михайловна стала не только единственной спутницей жизни композитора, но и главной музой – специально для нее Родион Константинович написал несколько балетов, посвящал ей многие другие произведения.

В 60-е Щедрин преподавал на композиторском факультете Московской консерватории. С 1973 по 1990 работал председателем правления Союза композиторов СССР, был Депутатом Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета СССР. Имеет звания почетного профессора нескольких консерваторий. С 1990-х годов проживает в Мюнхене.

Годы творчества Родиона Щедрина

Свою первую композиторскую награду Щедрин получил еще в хоровом училище из рук А.И. Хачатуряна в 1947 году. Однако уже через год после постановления о композиторах-формалистах, в числе которых был упомянут и Хачатурян, некоторые педагоги училища причислили музыку молодого сочинителя к порицаемому искусству.

К моменту окончания аспирантуры у Щедрина были уже написаны фортепианные и хоровые сочинения, Концерт №1 для фортепиано с оркестром, Симфония №1 для большого симфонического оркестра. Премьера первого концерта прошла в Варшаве и была встречена неоднозначно. Включение в классическое произведение народных частушек посчитали необоснованной дерзостью. Но уже в одном из самых первых произведений Щедрин заявил о себе как о композиторе, творчество которого базируется на русской культуре.

Исполнение первого концерта позволило ему даже без заявления стать членом Союза композиторов, а Д.Д. Кабалевский рекомендовал его Большому театру для написания балета «Конек-Горбунок». Начиная работу над балетом, он и не предполагал, какое судьбоносное произведение создает в начале карьеры. «Конька» заказал Большой театр, и балетмейстер Александр Радунский пригласил композитора на занятие в балетный класс, чтобы ближе познакомить Щедрина с особеннностями этого вида искусства. На занятии Родион увидел ту самую Майю Плисецкую. Однако премьеру в 1960 году танцевала Римма Карельская, поскольку Плисецкая накануне травмировала колено.

В 1961 году была поставлена первая опера Щедрина «Не только любовь», которую сам автор назвал «колхозным «Евгением Онегиным»». Откровенная тема женской тоски по любви, говорившая с высокой сцены простым языком частушек, вызвала недоумение властей: после 4 представлений спектакль закрыли. Почти 10 лет композитор работал над «Мертвыми душами», попытавшись перенести на сцену не только историю похождений Чичикова, но и лирико-философские страницы поэмы. Желание написать эту вещь было так велико, что он делал это только для себя – сам подготовил либретто, не договаривался ни с театрами, ни с режиссерами. Но как только культурная общественность узнала об окончании работы над произведением композитору не удалось утаить свое детище. Предложение поставить работу на сцене приходило и от режиссеров, и даже от министра культуры. Премьеру в Большом театре готовил Борис Покровский, на репетиции из Ленинграда ездил Юрий Темирканов, которому Щедрин доверил работу с оркестром. Премьера прошла 7 июня 1977 года с оглушительным успехом. Композитору удалось соединить, казалось бы, несоединимое – додекафонию с русской песней, оперу буффа с речитативами и плачем. В оркестре не нашлось места скрипкам – их партии отданы женскому хору, а по сцене ходят 32 героя и у каждого свое музыкальное лицо. Через год Темирканов перенес постановку в Кировский театр. «Мертвые души» сошли со сцен в середине 80-х, долгое время нигде не исполнялись, пока в 2012, юбилейном для их создателя году, не были вновь открыты зрителю Мариинским театром в постановке Василия Бархатова.

В 90-е родилась «Лолита» по Набокову и 4 оперы – в 21 веке: «Очарованный странник», «Боярыня Морозова», «Левша», «Рождественская сказка». Премьеры двух последних прошли в Мариинском театре, для которого и были написаны. История «Очарованного странника» также тесно связана с Мариинкой – именно Валерий Гергиев принял решение ставить спектакль по этому произведению, которое было создано для исполнения в зале Нью-Йоркской филармонии. Гергиева многие отговаривали от постановки, однако концертная версия переросла в сценическую, с 2008 года находящуюся в регулярной афише Мариинского театра. «Боярыня Морозова» – опера-оратория, которая с момента московской премьеры 2006 года так и не получила театрального воплощения.

«Кармен-сюита» появилась на свет благодаря стремлению и упорству Майи Плисецкой, которая хотела станцевать Кармен и даже сама написала либретто балета. Первым композитором, к которому она обратилась, был Д.Д. Шостакович, но тот сомневался, что сможет написать музыку, способную конкурировать с работой Бизе. А Хачатурян, которому балерина рассказала о замысле, спросил: «Зачем вы просите меня, у вас же дома есть композитор». Этот совет вкупе с необходимостью написать балет за 20 дней позволил взяться за музыку Родиону Щедрину. Опираясь на то, что в Большом театре были сильные группы струнных и ударных, он создал партитуру балета с этими солирующими инструментами, без духовых, обработав и скомпилировав соответствующим образом музыку Бизе. Балет вышел на сцену 20 апреля 1967 года. Последующие 25 лет никто кроме Плисецкой не танцевал Кармен, и с окончанием карьеры великой балерины образ, казалось, ушел в вечность. Только в 2005 году Большой театр решился на возобновление постановки, на подготовку которого пригласил хореографа А. Алонсо. В 2010 балет поставил и Мариинский театр, предложив две версии Кармен в исполнении крупнейших танцовщиц современности – Ульяны Лопаткиной и Дианы Вишневой.

Через все десятилетия творчества Щедрина красной нитью проходят частушки – эти короткие народные припевки он использовал в опере «Не только любовь», концерте для оркестра «Озорные частушки». В 1983 году к 300-летию Баха Щедрин создал «Музыкальное приношение» в честь великого коллеги, произведение для органа, флейт, фаготов и тромбонов длительностью исполнения более 2 часов. С конца 80-х Щедрин работает и по заказу из-за рубежа. После отъезда в Германию из-под его пера стало появляться больше концертов для солирующих инструментов с оркестром.

В 2019 году в Мариинском театре прозвучала «Месса поминовения» – хоровое сочинение с посвящением: «Майе Плисецкой – Вечная память».

Интересные факты

  • Одним из величайших композиторов современности Родион Константинович считал Леонарда Бернстайна. Фотография с ним – единственная в доме Щедрина, на которой нет Майи Михайловны.
  • В основу своих крупных произведений Щедрин кладет творчество русских писателей и поэтов – Толстой, Чехов, Пушкин, Лесков, Маяковский, Вознесенский, а также народные сочинения, частушки и сказки.
  • Если бы Родион Константинович смог взять на необитаемый остров только одну партитуру, это было бы «Искусство фуги» Баха.
  • Щедрин написал музыку к нескольким фильмам А. Зархи, но последняя совместная работа «Анна Каренина» их развела – музыка к фильму по воле режиссера была значительно урезана, что привело к конфликту.
  • Опера «Левша» была написана к открытию второй сцены Мариинского театра и 60-летию Валерия Гергиева.
  • Большой временной разрыв сопровождает не только оперы, но и симфонии композитора – вторая была написана в 1962 году, а третья, имеющая название «Лица русских сказок» – в 2000.
  • В состав оркестра оперы «Очарованный всадник» введены несимфонические инструменты – гусли и балалайка.
  • Щедрин признается, что всего несколько раз вносил изменения в законченные партитуры. Один из них – по рекомендации жены.
  • Оперы Щедрина исполняются около 30 раз за театральный сезон.
  • Мариинский театр – единственный в мире, в котором были поставлены на театральной или концертной сцене все оперы и балеты Щедрина, кроме «Лолиты», «Чайки» и «Дамы с собачкой».
  • Премьера оперы «Лолита» состоялась в Стокгольме на шведском языке из-за ограничений правообладателя наследия Набокова. Дирижировал спектаклем М. Ростропович.
  • Для написания музыки Щедрину нужны стол, партитурная бумага и тишина – без инструмента.

Музыка Щедрина в кино

В 1957 году журнал «Советский экран» признал фильм «Высота» А. Зархи лучшим фильмом года. Музыку к картине и едва ли не самую известную советскую кинопесню 20 века «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники…») написал 25-летний Родион Щедрин.

Его музыка также звучит в картинах:

  • «Коммунист», 1957 год, режиссер Юлий Райзман
  • «Люди на мосту», 1959 год, режиссер Александр Зархи
  • «Нормандия – Неман», 1959 год, режиссер Жан Древиль
  • «А если это любовь?», 1961 год, режиссер Юлий Райзман
  • «Анна Каренина», 1967 год, режиссер Александр Зархи

 

«Я хотел бы быть вечно с моей женой» – трижды ответил Родион Щедрин на вопрос о том, каким были бы его желания, если бы он мог исполнить любые. Великий композитор еще и герой красивой истории любви, одного из самых крепких супружеских союзов. С 2015 года композитор совершает земной путь в одиночестве, и единственное произведение, написанное им за этот период, создано в память о его музе.