logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Режим работы учреждения:
---
---

Моцарт Елисейских полей

14.06.2024

Французский композитор Жак Оффенбах (настоящее имя Якоб Эберст) родился 20 июня 1819 года в немецком Кельне в еврейской семье. Он — «следующий по рождению» после Шарля Гуно, если продолжать линию цикла.

Ещё при жизни выдающийся французский композитор получил второе, не менее звучное и запоминающееся имя. С лёгкой подачи Джоаккино Россини, его называли Моцартом Елисейских полей. Действительно, несмотря на немецкое происхождение, именно во Франции Жак Оффенбах получил наивысшее признание, а его талант был по достоинству оценён как критиками, так и публикой. Будучи основоположником жанра оперетты, этот выдающийся музыкант умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей, жадных до занимательных театральных представлений с выраженным лирическим и социальным подтекстом.

Его отец Исаак Иуда Эберст — выходец из маленького города Оффенбах-на-Майне — был чрезвычайно беден, трудолюбив и плодовит: семь дочерей, трое сыновей. Он был кантором синагоги — то есть певчим солистом, а значит музыка была частью жизни семьи. Однако отец семейства не чурался никакой другой работы: давал уроки музыки, сочинял стихи и песни и даже выпускал учебники Закона Божьего для детей. Именно отец сменил фамилию Эберст: городок Оффенбах был его родиной, эту фамилию он и передал детям. Любовь к музыке тоже была семейной чертой: все играли на музыкальных инструментах. А младший сын — Якоб (в будущем Жак) особо пристрастился к виолончели. Младший Оффенбах очень рано начал и сочинять. В своих воспоминаниях он признается, что даже в раннем детстве сочинять музыку ему было интереснее, чем играть на скрипке.

Но музыкальным центром Европы тогда был далеко не Оффенбах. Отец отвез будущего Жака в Париж, вряд ли предвидя, что именно Париж станет доминантой в жизни и творчестве его сына. С деньгами помогли кельнские любители музыки, которые хорошо знали «трио» детей кантора. В парижскую консерваторию Жака сначала не принимали — как иностранца. Но потом нарушили все правила и взяли. Директор Луиджи Керубини сделал для Якоба личное исключение — примечательно, что именно он в свое время не принял в Консерваторию Листа. Именно в Париже, в годы обучения родился уже не Якоб, а Жак Оффенбах. Там же, в Париже, Оффенбах занимался композицией у Ф. Галеви. И не закончив консерватории бросает учебу, начинает работать виолончелистом в разных парижских оркестрах (а ему 15 лет) и уже пробует потихоньку сочинять и налаживает свою семейную жизнь.

В юности Жак был не просто некрасив, а комичен. Тем не менее он умудрился жениться на девушке из богатой семьи, Эрминии д’Алькен, горячо полюбившей его дочери испанского генерала, которая родила ему 5 детей. И терпела его горячий и нервный характер.

Он сочинял музыку упорно и непрестанно, даже тогда, когда не сочинял ее. Оффенбах состоял не только из мотивов, он больше, чем кто-либо, состоял из нервов. Это была в высшей степени нервная личность. Покой ему был противопоказан. С 1850 по 1855 год Оффенбах был штатным композитором и дирижером прославленной «Комеди Франсез». Он давал превосходные концерты по всей Европе, но этого ему было мало. Он сочинял.

Легко шла его карьера на взлет — чтобы не получать отказы от театральных дирекций, он просто основал свой собственный театр. 5 июля 1855 года на Елисейских полях был открыт театр «Буфф-Паризьен» и этот день часто считают днем рождения оперетты.

Театру «Буфф Паризьен», которому предрекали бесславное будущее, суждено было остаться в истории, стать не менее известным, чем «Гранд-Опера», «Комеди Франсез», «Опера Комик» и другие прославленные театры Парижа. В 1858 году неизменный успех театра, отмена запрещения выводить только двух-трех актеров и, главное, возросшая уверенность композитора в своих силах привели к появлению первой оперетты «Орфея в аду». Таким образом, «Буфф Паризьен» стал первым в мире театром оперетты.
Газеты ругались на спектакль, а публика хохотала и валом валила на спектакли. В газете «Журналь де Деба» вышла разгромная рецензия известного критика Жюля Жанена. Она оказалась самой блистательной рекламой. Публика пошла на спектакль вдвое охотнее.
Наверняка можно утверждать, что гениальная музыки оффенбаховского галопа ошеломила зрителей первого представления «Орфея в аду». Ничего подобного по ритмам не знали композиторы XVIII или первой половины XIX века. У Жака Оффенбаха всегда была склонность к озорству и гротеску. И музыку он любил пародировать тоже — в том числе и музыку своих великих современников. Те, в основном, не обижались. Художником-оформителем того спектакля, кстати, был другой гений — Гюстав Доре, чьи иллюстрации к Библии известны многим — даже просто «на взгляд». Успех оффенбаховского «Орфея» был огромен, ставится он и сейчас.

После «Орфея» Оффенбах поставил более 100 оперетт. 100 оперетт за 41 год – вот за что Жака Оффенбаха называют одним из самых плодовитых композиторов в истории.

В 1870 году разгорелась франко-прусская война. Театр Буфф-Паризьен был закрыт, его здание отведено под лазарет. Оффенбах подвергается травле с обеих сторон: французские газеты обвиняют его в симпатиях к Германии, а немецкие — в предательстве. Оффенбах путешествует по Европе. Либреттисты Мельяк и Галеви покидают Оффенбаха и переходят к Лекоку. В 1875 году Оффенбах вынужден объявить о своём банкротстве. В 1876 году он гастролирует по США, где имеет большой успех — на фоне былого имени. Однако после концертов ряд газет выпускает уничтожающие рецензии.

Оффенбах возвращается во Францию. Пораженный болезнью сердца, Оффенбах работает над произведением, которое считает делом всей своей жизни, — лирико-комической оперой «Сказки Гофмана». В ней находит отражение романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования. Композитор не дожил до ее премьеры – она была закончена и поставлена Э. Гиро в 1881 г. Премьера «Сказок Гофмана» состоялась через год после смерти автора.

Интересные факты

  • Отец Жака изменил фамилию в 1808 году, когда связал себя святыми узами брака с Марианной Ридскопф. Исаак решил увековечить в своих инициалах название своего родного города, Оффенбах-на-Майне.
  • Жаку повезло рано осознать собственное предназначение, что позволило своевременно начать развивать имеющиеся музыкальные способности. В период с 1831-1832 гг Оффенбах, будучи подростком, начал зарабатывать деньги, выступая в тавернах совместно с братом Юлиусом и сестрой Изабеллой. Жак играл на виолончели, остальные юные участники трио — на пианино и скрипке.
  • Чтобы вступить в законный брак с любимой женщиной, Жак сменил вероисповедание, отказавшись от иудаизма и став католиком. С Эрмини Оффенбах прожил 36 лет, на протяжении всей супружеской жизни он проявлял себя как верный и любящий супруг, в противовес легкомысленным героям произведений, вылетавших из-под его пера. В браке появилось на свет пятеро детей: 4 девочки и мальчик.
  • 25 сентября 1850 году случилось трагическое событие. Жак сильно пострадал во время концерта в городе Турень (Франция). Платье одной из приглашённых дам случайно загорелось. Пытаясь спасти женщину от огня, Оффенбах начал тушить пламя голыми руками, в результате чего получил сильные ожоги. Травмы на время лишили музыканта возможности выступать, но гораздо более печальной новостью оказалось известие о кончине пострадавшей мадам Де Вайн, о чём объявили спустя 4 дня после происшествия.
  • Оффенбах превратился в примету при жизни. Суеверные люди воспринимали композитора как недоброе предзнаменование. За глаза Жака именовали «Jettatore», что в переводе с итальянского означает «сглаз», в более вольном толковании это слово можно интерпретировать как «заклинатель». Г. Флобер отмечал в своём сатирическом сборнике афоризмов «Лексикон прописных истин», что в обществе, когда упоминалось имя Оффенбаха, было принято прикрывать два пальца правой руки, чтобы не навлечь недоброе на себя.
  • Оффенбах был обладателем незаурядной внешности, поэтому часто становился героем карикатурных изображений. Худощавая фигура, нос «крючком», узкое лицо в окаймлении внушительных светлых баков — всё это в совокупности являлось частью узнаваемого образа. Специфичность внешности Жак старался компенсировать созданием элегантного внешнего облика. Однако это ему удавалось не всегда. Атласный чёрный галстук — единственная вещь в гардеробе, которой Жак неизменно отдавал предпочтение, в остальном постоянства не наблюдалось. Скорее, наоборот. Наряды Оффенбаха всегда выглядели экстравагантными, яркость сочеталась с авангардным эпатажем. Композитор не считал зазорным носить жакеты с замысловатым рисунком, высокие сапоги с кисточками, тёмный фрак из бархата и блестящий пояс с массивной пряжкой и даже периодически надевал все эти вещи одновременно.
  • Оффенбах был замешан в скандале, связанном с нарушением авторских прав. Композитор Адольф Адам подал в суд на Жака, заявив, что летом 1852 года тот, в рамках публичного мероприятия, исполнил юмористические куплеты, сочинённые Адамом, и отказался при этом заплатить автору. В итоге суд обязал Жака внести компенсацию в размере 25 франков, аналогичную сумму пришлось отдать в качестве штрафа.
  • Жак отличался постоянством в своих предпочтениях относительно гастрономических изысков. Он любил обедать в одном из 4-х любимых ресторанчиков. Если выбор падал на заведение Le Riche, трапеза неизменно состояла из следующих блюд: 3 яйца, сваренных всмятку, кусочек поджаренного хлеба, котлета из баранины, картофельное пюре в виде гарнира, на десерт — фрукты.
  • Жак Оффенбах обладал противоречивым характером, что придавало его личности особый флёр мистичности и загадочности. Как и любой талантливый человек, он был склонен к скептицизму и перепадам настроения. В кругу друзей композитор зачастую становился душой компании, весёлым рассказчиком и внимательным, благодарным слушателем. Будучи наблюдательным и проницательным, Оффенбах с завидной точностью подмечал черты нрава собеседника, которые впоследствии получали отражение в персонажах его оперетт. Однако нередко, наедине с самим собой Оффенбах погружался в депрессивное, гнетущее состояние.
  • Маэстро был страстным игроком. Он обожал азартные игры, при возможности не упускал шанса испытать Фортуну. Однажды, в разгар лета 1869 г, во время премьерного показа оперетты «Трапезундская принцесса» автор воспользовался перерывом между действиями для того, чтобы сыграть в рулетку.
  • Оффенбах чрезвычайно трепетно относился к своей творческой команде. Над либретто к большинству его оперетт трудились Анри Мельяк и Людовик Галеви. Этих авторов композитор, привыкший работать в активном ритме, ценил как коллег, однако порой бывал к ним требовательным и даже проявлял в некоторой степени деспотизм. «Смотрите, думайте, работайте» — такими словами настойчиво и назидательно поторапливал, подбадривал и пытался настроить на рабочий лад Оффенбах своих верных соратников, не давая им возможности переключиться на другие проекты или расслабиться после очередной успешной премьеры.