logo
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»

муниципального района Мишкинский район Республики Башкортостан
Режим работы учреждения:
---
---

 10 ФАКТОВ опере М.Мусоргского “Борисе Годунове”, премьера которой состоялась 150 лет назад

07.02.2024

 

  1. Мусоргский начал писать “Бориса Годунова”, когда ему было всего 29 лет. Идею создать оперу по драме Пушкина в 1868 году композитору подкинул историк и филолог Владимир Никольский. Замысел оказался настолько интересен Мусоргскому, что он сам написал либретто и всю музыку за девять месяцев, а к декабрю 1869 года оркестровал произведение, которое сам назвал “музыкально-сценической композицией”.

 

  1. Композитор очень надеялся, что его сочинение возьмёт Дирекция императорских театров для постановки. Летом 1870 года он отнёс партитуру в Мариинский театр. Но опера пролежала до февраля следующего года, а в итоге её отвергли, не разъясняя подробно, что с ней не так. По словам исследователей и современников композитора, она казалась слишком новаторской. Например, в произведении полностью отсутствовала любовная линия. Свою роль мог сыграть и выбор первоисточника — драмы Пушкина, долгие годы не публиковавшейся и не ставившейся в драматическом театре по соображениям цензуры.

Но Мусоргский не собирался сдаваться. В 1871 году он принялся писать новую редакцию, в которую добавил польский акт с любовной сценой Марины Мнишек и Гришки Отрепьева. Композитор опять отнёс партитуру в Дирекцию императорских театров. Ему снова отказали. Как считает исследователь Евгений Левашёв, на этот раз против выступила церковная цензура, возмутившаяся сценой у собора Василия Блаженного.

В этой сцене голодная толпа народа требует у царя хлеба, а юродивый на просьбу Бориса Годунова молиться за него отвечает: “Нет, Борис! Нельзя, Борис. Нельзя молиться за царя-Ирода. Богородица не велит”.

 

  1. После очередного отказа Мусоргский терпеливо начал работать над новой версией. Сцену у собора он убрал, заменив её на сцену народного бунта, правда, сохранив встречу юродивого и Годунова. По словам Левашёва, изучавшего рукописи, Мусоргский не стал вписывать этот эпизод, а в припадке гнева одним движением вырвал страницы из старой партитуры и вставил в новую.

Впрочем, у композитора потом ещё не раз появлялся повод для ярости. Например, цензоры потребовали изъять сцену в келье с участием монахов Пимена и Гришки Отрепьева, потому что там присутствовали персонажи-священнослужители. Впрочем, ранее, в начале 1870-х, аналогичное требование выдвинули и к драматической постановке пушкинского “Бориса Годунова”. Да и Чайковский получил разрешение на постановку оперы “Кузнец Вакула” в 1872 году с условием, что из неё исключат персонажа дьяка (в итоге он превратился в школьного учителя).

 

4Премьера оперы “Борис Годунов” всё же состоялась в Мариинском театре 27 января 1874 года. Постановка завершалась сценой народного бунта после смерти Годунова. Казалось бы, Мусоргский мог с облегчением вздохнуть. Но приключения оперы и на этом не закончились. Публика тепло встретила постановку, но гонения на “Бориса” не прекратились. Ходили слухи, что произведение не понравилось царской фамилии, да и цензура продолжала настороженно к нему относиться. В итоге завершающую сцену бунта потребовали убрать, заявив, что она не связана с предыдущими сценами оперы. Лишь в постановке 1904 года эта сцена была восстановлена. В советские времена её любили связывать со склонностью Мусоргского к революционной борьбе, хотя едва ли сам композитор предполагал нечто подобное.

  1. После смерти Мусоргского в 1881 году ещё не раз создавались новые редакции “Бориса” другими композиторами. Три создал Римский-Корсаков, позже Дмитрий Шостакович создал свою оркестровку многих версий оперы. В театрах и сегодня зачастую создают варианты “Бориса Годунова”, собирая на своё усмотрение сцены из разных редакций. При этом первую редакцию оперы, отражающую первоначальный замысел Мусоргского и не искажённую вмешательством цензурного комитета, ставят редко.
  2. Самарский «Борис Годунов» был первойоперной постановкой режиссера Нины Чусовой(г.Москва). Спектакль был поставлен очень быстро, между началом репетиций и прогоном прошло всего несколько недель. Это, впрочем, не отразилось на качестве постановки – спектакль получился цельным и атмосферным, как и другие театральные работы Нины Чусовой, продемонстрировавшей большей режиссерский талант в новом для себя жанре.
  3. Костюмы к спектаклю реконструируютисторический облик, однако для большей сценической выразительности они утрированы. Так, например, Шапка Мономаха и шапки бояр больше по размеру, чем их оригинальные прототипы. Для первой постановки оперы из экономии использовали сценический гардероб, созданный для премьеры пушкинского драматического спектакля «Борис Годунов».
    8. Чтобы «перевоплотиться» в Бориса Годунова, нужен примерно час. За это время артист успевает загримироваться, надеть парик и облачиться в царскую шубу.
  4. Партию Бориса Годунова может исполнять баритон или бас. Традиция басового исполнения этой партии сложилась благодаря Федору Шаляпину, одному из самых известных российских певцов XX века.

    10. Легендарный костюм Бориса Годунова, в котором пел Федор Шаляпин, весил порядка 10 кг (об этом пишет Евгений Нестеренко, которому довелось выступать в шаляпинском костюме).